Алиеву прочат судьбу Мубарака


СНГ и Балтия, Выпуск №585

Падение двух диктаторов в странах Северной Африки, Тунисе и Египте, предупредительный звонок другим авторитарным правителям в исламских государствах и не в последнюю очередь в странах СНГ. После развала СССР в Центральной Азии и Азербайджане установились репрессивные режимы, исключающие сменяемость их лидеров мирным путем.
Пожизненные (официально или фактически) президенты экс-советских мусульманских республик – это изрядно постаревшая бывшая советская элита республиканского уровня. Исключение составляет президент Азербайджана 49-летний Ильхам Алиев. Власть он получил от диктатора-отца, бывшего члена Политбюро ЦК КПСС Гейдара Алиева. Передача президентских полномочий проходила почти по северокорейской модели с одной только разницей: Ким Чен Ир был почти автоматически назначен лидером КНДР, тогда как в Азербайджане состоялись выборы. В их честность в республике никто не верит. Оппозиция уверена, что голосование было сфальсифицировано правящим алиевским кланом. То же самое говорится и о переизбрании Ильхама Алиева на второй срок в 2008 году. Международное сообщество, яростно критикующее президента Белоруссии Александра Лукашенко, закрывает глаза на авторитарный режим в Азербайджане, где подавляется оппозиция, демократические свободы, фальсифицируются выборы. Алиев считается надежным союзником Запада, и ему многое прощается. Правда, западные СМИ и некоторые правозащитные организации время от времени критикуют ситуацию в Азербайджане. Но делается это вяло, и критика остается без последствий для режима.

События в Египте – неприятный сюрприз для азербайджанской верхушки. Ильхам Алиев поддерживал с Хосни Мубараком дружеские отношения. Свергнутого египетского президента настолько высоко ценили в Азербайджане, что при жизни ему поставили памятник в городе Хырдалан, близ Баку, где в 2007 году был разбит «Азербайджано-египетский парк дружбы». Парк окаймляют пирамиды, а на их фоне возвышается увековеченный в камне Хосни Мубарак, сидящий в установленном на пьедестале кресле и спокойно смотрящий вдаль. Египетский лидер предстает величественным и уверенным в своей значимости правителем, которому ничто не угрожает. Очевидно, таковым считает себя и его приятель Ильхам Алиев, возивший в хырдаланский парк высокопоставленных гостей из Египта. Среди них была и супруга Мубарака Сузан, посетившая Баку в 2008 году. По ее возвращении в Каир в Египте приступили к проектированию аналогичного парка в честь Азербайджана. Его планировалось построить в египетском городе Калубея. Сейчас уже ясно, что этот проект осуществлен не будет, и жители Калубеи ни увидят статую Ильхама Алиева, друга ненавистного египтянам диктатора. Какая судьба ожидает памятник Мубараку в Хырдалане, догадаться нетрудно: его тихонько уберут. Правда, Ильхаму Алиеву сейчас не до памятников. Возможно, что и ему придется скоро спасать свою шкуру от народного гнева. В Азербайджане уже проводят параллели между ситуацией в стране и событиями в Северной Африке.

Лидер оппозиционного Народного Фронта Али Каримли заявил, что недавняя волна протестов в Тунисе, Йемене и Египте открыли глаза людям, считавшим, что арабский мир будет последним, где пройдут народные волнения и где власти пойдут на уступки. По словам Каримли, Алиеву следует учесть, что весь Азербайджан видел, как комфортно чувствовал себя президент страны в компании арабских диктаторов. «Он установил с ними хорошие контакты и видел в их государствах модель для Азербайджана. Сейчас те, кто смотрел на эти государства как на пример для подражания, очевидно разочарованы. Наблюдая за последними событиями, можно прийти к выводу, что построение демократии в глобальном масштабе может пойти ускоренным темпом, и не окажется ни одной страны, которая приютит у себя свергнутых диктаторов», – сказал лидер НФ.

Ильхам Алиев хорошо просчитывает ситуацию. В революциях в Тунисе и Египте большую роль сыграли молодые люди, блогеры и интернет-активисты. На них обрушились сейчас азербайджанские власти. В Сумгаите арестован член молодежного комитета Народного Фронта Азербайджана Джаббар Савалан. Через 2 дня после его ареста на допрос был вызван молодой оппозиционер Ельчин Хасанов. На своей странице в Facebook он призвал население к протестам против правительства Азербайджана в связи с арестом Джаббара Савалана. Полиция потребовала от Хасанова убрать призыв со своей страницы и написать опровержение. Он согласился это сделать, не желая, очевидно, садиться в тюрьму. Режим Алиева пока полагается на традиционные методы борьбы с инакомыслием. Однако всех блогеров и активистов интернета не переловишь. Власть нервничает. Она явно боится появления в Баку азербайджанского Ваэля Гонима, который с помощью Facebook’а мобилизовал молодежь на протесты в Египте. Для диктаторов наступили тяжелые времена. Ильхаму Алиеву надо что-то срочно изобретать, чтобы не оказаться в ситуации Хосни Мубарака. В Центральной Азии и в Азербайджане зреет революционная ситуация.